Рождество :: Церковь "Благая Весть" в Нижнем Новгороде

вернуться на главную страницу

25 декабря (7 января) - Рождество Иисуса Христа!

   Евангельские тексты:

Евангелие от Матфея, глава 1, стихи 18-25;
Евангелие от Луки Глава 2, стихи 1-20;
Евангелие от Матфея, глава 2.

Вывод

   Мф.1:18: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».

   У Матфея Евангельская история о рождении Иисуса Христа начинается с повествования об обручении матери Его Марии и Иосифа. Обручение (помолвка) было первым из двух этапов еврейского брака 1-го века. Это был очень серьезный и обязывающий шаг, после которого девушка считалась "женой", а мужчина ее "мужем", но не имея пока брачных прав. (Супружеская близость не дозволялась до вступления в брак). Если бы Иосифу случилось умереть, Мария бы считалась вдовой. Если бы он или она вступили в близкие отношения с кем-то другим, их считали бы прелюбодеями. Обычно срок обручения длился приблизительно год, и в течение этого времени пара жила не вместе, а каждый со своими родителями.

   Зная этот исторический фон, каждый может представить что пережил Иосиф, когда он узнал, что Мария "имеет во чреве". С его точки зрения Мария была беременна незаконным ребенком, и он должен был либо обвинить свою невесту перед властями либо развестись с нею без суда. Иосиф не хотел оглашать Марию публично, и таким образом позорить ее. Он решил "тайно отпустить ее".
   Зачатие и рождение Иисуса имеют сверхъестественную природу и не могут быть поняты с помощью ограниченной человеческой логики. Поэтому Бог посылал ангелов объяснять избранным людям всю важность происходящего. Бог внезапно вмешался, послав к Иосифу во сне Ангела. Ангел сказал ему, чтобы он не боялся "принять Марию" как свою жену и не сомневался в ее чистоте. Он объяснил Иосифу, что ребенок был зачат от Духа Святого, что является исполнением Ветхозаветного обетования о том, что Дева родит младенца, который станет "с нами Бог" и "спасет людей Своих от грехов их".

   В чем же значимость рождения от девы? Оно сделало возможным объединение полной божественности и полной человечности в одной личности Иисуса Христа. Он был рожден сверхъестественным образом от Духа Святого без отца, но у Него была мать – человек. Также непорочное зачатие сделало возможным для Христа принять человеческую природу матери, но не унаследовать вместе с ней грех. Сила Всевышнего осенила Марию, что чудесным образом предотвратило передачу греха младенцу.

   Таким образом Евангелие раскрывает нам первую важную истину об Иисусе - Он одновременно является и Богом, и безгрешным человеком. Лишь в Иисусе мы смогли увидеть, каков Бог и каким должен быть человек. До Его прихода люди имели лишь смутные и неясные, а часто и совершенно неверные представления о Боге. Они могли в лучшем случае догадываться и идти наощупь; а Иисус мог сказать: "Видевший Меня видел Отца" (Иоан. 14,9). В Иисусе мы, как нигде в мире, видим проявление Божественной любви, сострадания, милосердия, справедливости и чистоты. Лишь в Иисусе видим мы что такое подлинная человеческая добродетель, подлинная зрелость, подлинное послушание воле Божьей. Иисус пришел, чтобы поведать нам истину о Боге и истину о нас самих.

   Вторая важная истина содержится в Его имени. Младенца назвали Иисус, что значит "Господь спасает". Он пришел на землю, чтобы спасти нас от греха, так как сами мы не в состоянии сделать это. Не имеет значения, насколько мы «хороши» - мы не способны освободиться от присутствующей во всех нас греховной природы. Это мог сделать лишь Христос. Он пришел не для того, чтобы помочь людям спастись, но для того, чтобы самому быть их Спасителем от власти греха и от наказания за него.
   Второе имя названное Ангелом Еммануил («С нами Бог»), было предсказано пророком Исайей (Ис 7:14). Оно связано с естеством Христа. Иисус был Богом во плоти, и в силу этого Бог в буквальном смысле находился среди нас.

   Третья истина состоит в том, что Иисус наследовал от Иосифа законные права на царский престол. Ангел Господень, обращаясь к нему во сне называет его: «Иосиф, сын Давидов!» Будучи только сыном Марии Иисус не имел бы неоспоримого законного права на царский престол Давида.

вернуться наверх

   Повествование о рождении Иисуса в Евангелии от Луки начинается с описания путешествия Марии и Иосифа в Вифлеем.
   «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна».
   В Римской империи периодические переписи населения проводились чтобы облегчить набор в армию и сбор налогов. Иудеи, правда, были освобождены от воинской повинности, поэтому перепись населения в Палестине проводилась, главным образом, для налогообложения. Такие переписи проводились каждые четырнадцать лет.
   Поразительное Божье провидение Мессия должен был, родиться в городе Вифлееме (Михей 5:2-5). Но избранные Богом родители Мессии жили в Назарете, в 150 км от Вифлеема. Согласно требованиям римского указа, им пришлось идти в Вифлеем как раз накануне рождения Младенца. Таким образом. Бог использовал декрет языческой империи, как инструмент для исполнения Своих пророчеств.
   Пропутешествовать такое расстояние пешком, или даже на осле, было делом нелегким для женщины, готовой родить. Вифлееме, тогда был маленьким городком в восьми километрах к югу Иерусалима. Он расположен на высокой горной гряде, более чем 600 м выше уровня моря.
   Вифлеем был переполнен: Иосиф и Мария не нашли комнаты. Слово, переведенное как "гостиница", может означать "кров для странников" или "комната для гостей", примыкающая к частному дому. Гостинная комната была переполнена другими путешественниками, пришедшими раньше. Поэтому им пришлось расположиться в помещении для скота. Дома в Вифлееме построены на склонах известнякового холма и при них часто бывают хлевы, выполненные подобно пещерам, в известняковом склоне пониже самого дома. Иисус родился именно в таком хлеву-пещере.
   Читая это, нас поражает мысль о том, что рождение Сына Божия происходило в очень бедных условиях. Можно было бы ожидать, что Ему продобает родиться, то во дворце или замке. Отсутствие места в гостинице, было символично для Иисуса и ожидавшей Его судьбы. Он искал доступ к сердцам людей, но место для Него нашлось только на кресте.

   Священный момент наступил, и колыбелью Сына Божьего стала солома, постеленная в яслях для скота.
   Первыми весть о рождении Иисуса получили пастухи. Все иудеи ожидали этого веками, но когда это случилось, первыми об этом узнали простые пастухи.
   «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Луки 2:8-14)
   Служители храма содержали отары из которых выбирались овцы для жертвоприношений. Эти отары паслись недалеко от Вифлеема. И мило нам предположение, что пастухи этих жертвенных стад первыми увидели Агнца Божия, Которому суждено было брать на Себя грех мира.
   Известно, что когда в семье иудея рождался сын, местные музыканты собирались около дома родителей, чтобы приветствовать простой музыкой его рождение. Как восхитительно, что при рождении Иисуса вместо земной музыки, звучала музыка небесная и ангелы пели для Иисуса песни, которые не смогли бы спеть лучшие певцы.
   Пастухи, услышав, что Христос родился в Вифлееме, сразу же пошли посмотреть на Него.
   «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». (Луки 2:15-20).
   Как пастухи узнают Его? Ангел дал им двойное знамение. Прежде всего, Младенец будет в пеленах и будет лежать в яслях. Сомнительно, чтобы пастухи когда-либо видели младенца в таком неподходящем месте.
   Глубокие богословские идеи содержатся в словах ангелов: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
   «слава в вышних Богу». Акт творения прославил Бога, но Своей жизнью и Своей смертью на кресте Его Сын Иисус Христос прославит справедливость, святость, милость и мудрость Бога так, как они никогда прежде не были прославлены.
   “...и на земле мир...” Ныне сошел на землю мир Божий, превосходящий всякое разумение, — совершенный мир между святым Богом и грешным человеком. Христу предстояло приобрести этот мир Своей кровью и предложить его всему человечеству.
   “...в человеках благоволение”. Ныне пришло время, когда в полной мере будет явлена благость Бога к грешным людям. И каждый человек имеет добрую волю принять или отвергнуть этот Божий дар. В этом суть ангельского пенья.

вернуться наверх

   Во второй главе Евангелия от Матфея рассказывается о событиях происходивших после рождения Господа.
   «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». (Мф. 2:1-2)
   Вероятно, когда звездочеты нашли Иисуса, Ему был уже год или два. Мария и Иосиф были женаты и жили в доме, оставшись на некоторое время в Вифлееме.

   Повествование Матфея дает нам увидеть какую реакцию вызвало рождение Иисуса у различных людей.
   Волхвы (мудрецы) с востока пришли поклониться Ему. Греческий историк Геродот говорит, что волхвы были наставниками, учителями и советниками персидских царей. Они были мудрецами и людьми святости; знатоками философии, медицины и естественных наук; предсказателями и толкователями снов. (Позже слово волхв утратило добрую часть своего значения и стало значить колдун, чародей, шарлатан.) Они отметили появление звезды, и проделали дальний путь, чтобы почтить родившегося Царя Иудейского.

   Царь Ирод напротив видел в Иисусе угрозу своему трону. Его единственным его желанием было убить Младенца, рожденного быть Царем.
   «Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Мф. 2:3).
   Он "встревожился", и обманом выведав у мудрецов время появления звезды задумал убить Иисуса. Ирод был безумно подозрителен. Стоило ему увидеть в ком-нибудь своего соперника, как этого человека убивали. Он убил свою жену Мариамну и ее мать Александру, предательски убил своего старшего сына Антипатра и двух других сыновей, Александра и Аристовула. Римский император Август говорил, что безопаснее быть свиньей Ирода, нежели его сыном. Понятно, как должен был реагировать человек, до которого дошла весть о том, что родился Младенец, Который должен стать Царем. Ирод не хотел, чтобы иудеи - народ веры - объединились вокруг религиозного лидера. Если новорожденный царь действительно обладал правами на престол, это могло стать и причиной народных волнений. Ирод был встревожен, и Иерусалим был также встревожен, потому знал Ирода и содрогался в ожидании его неизбежной реакции.

   Религиозные лидеры того времени первосвященники и книжники прекрасно знали, где, согласно пророчеству, должно было родиться Мессии, но проявили равнодушие к факту Его рождения. Они были слишком погружены в храмовый ритуал и обсуждения закона,
   Волхвы благополучно проделали свой путь при помощи звезды, которую им послал Бог в качестве проводника.
   «...звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». (Мф. 2:9-11).
   Уже с древности в каждом из этих даров люди видели символ качеств, присущих Самому Христу и Его свершениям.

   1. Золото - царь среди металлов - это дар царям. Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царем. Но Он должен был царствовать не силой, а любовью; и не с высоты трона, а с Креста.
   2. Ладан - это дар священнику. Благовонный ладан использовали при богослужении в Храме и для жертвоприношений. Священник, в переводе с латыни - это человек, строящий мост между людьми и Богом. И именно это сделал Иисус. Он дал людям способность войти в самое присутствие Бога.
   3. Смирна - это дар тому, кто должен умереть. Смирну употребляли для бальзамирования тела умершего. Иисус пришел в мир, чтобы жить для людей и, в конце концов, умереть за них.
   Золото для царя, ладан для священника и смирна для того, кто должен умереть - вот дары мудрых волхвов. Уже у Его колыбели было предсказано, что Иисус Христос будет подлинным Царем, истинным Первосвященником и, в конечном счете, величайшим Спасителем людей.

вернуться наверх

   На примере волхвов мы видим удивительный пример веры. Чтобы увидеть Царя иудеев, звездочеты проделали огромный путь. Наконец найдя Его, они обрадовались, склонились перед Ним и принесли Ему дары.

   Младенец Христос, лежащий в яслях - это привычная рождественская картинка, но мы не должны забывать того, что Произошло величайшее событие в истории: родился Мессия!

   Затем тот крошечный, беспомощный младенец вырос, прожил совершенную жизнь, умер за нас, вознесся на небеса и вернется на землю Царем царей. Он будет править миром и судить человечество.

   Радостная весть об Иисусе состоит в том, что Он приходит ко всем, включая самых обычных людей. Он достигает всякого человека, чье сердце достаточно смиренно, чтобы принять Его. Кем бы вы ни были, чем бы вы ни занимались, Иисус может войти в вашу жизнь. Не думайте, что для этого нужно обладать особыми качествами: Он принимает вас таким, какой вы есть. Поэтому следуйте призыву в тот момент, как услышали его.

   В Библии нет никаких указаний по поводу даты рождения Иисуса. Этот день впервые стали считать днем рождения Иисуса в 4-м веке. 25 декабря он празднуется на западе. Восточная церковь отмечает этот день 7 января.

  Да благословит Вас Бог!

вернуться на главную страницу



Последнее обновление:

Hosted by uCoz