Слово Наставления № 1 :: Церковь "Благая Весть" в Нижнем Новгороде

вернуться на страницу публикаций

СЛОВО


НАСТАВЛЕНИЯ

Выпуск 1

Проповеди

2001

г. Н. Новгород

Скачать весь документ
в ZIP архиве

(32 Килобайта)




ОГЛАВЛЕНИЕ



О разделениях в церкви. Жученко В. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Обида. Панкратов В. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Свобода и рабство христианина. Дулесин Е. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19




В. Жученко.

О разделениях в церкви.


Я хочу прочитать текст из первого послания к Коринфянам, из первой главы, с 10-го по 12-й стих: «Умоляю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «Я Павлов»; «Я Апполосов»; «Я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?»

Дорогие братья и сёстры! Здесь Павел говорит о том, что он получил информацию, а также – от кого он её получил: от домашних Хлоиных. Некоторые понимают, что если есть какое-то беззаконие в церкви или какие-то проступки, то они не должны говорить об этом пастору, потому что это – ябедничество. И некоторые пасторы говорят: «Мне стало известно, но не скажу от кого». Но Павел имел дело с очень серьёзными верующими людьми – это семья Хлоиных. Они видели проблему в церкви, о которой прямым текстом сказали Павлу. Они не стали говорить: «До нас дошли слухи, но ты ни в коем случае не упоминай нашу фамилию». Мы видим открытость этих людей, они переживали за состояние церкви. Также и сердце Павла было открыто и у него не было никакого лицеприятия. Здесь нет недомолвок, но совершенно конкретная информация.

И, предостерегая церковь от разделений, Павел говорит: «Умоляю вас». Что это значит? Это значит, что он не просто просит их, а умоляет. Это было состояние молитвы, моление. В этом заключалось всё состояние его сердца, раз он сказал: «Я умоляю вас». Дальше он обращается к наивысшему авторитету – это Имя Иисуса Христа: «Я умоляю вас именем Иисуса Христа». И что он просил у них?

«Чтобы вы все говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях»

Между ними были разделения. Когда Павел говорит об этом, он имеет в виду не просто аккуратное деление на части, а разделение, как раздирание чего-то. Он говорит: «Разве Христос разделился?»

Дальше Павел говорит в этом же послании: «Кто Павел, кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом, поскольку каждому дал Господь». Что же произошло на самом деле? В этой церкви была группа людей, которые говорили о том, что они Павловы. Павел был первым пресвитером этой церкви, он её образовал. Есть люди, которые особенно помнят своего первого пресвитера. Я тоже помню и особенно уважаю его и советую и вам так делать. Павел был очень открытый и эмоциональный человек. В своем письме в церковь в Филиппах он называет законников собаками. Если бы сегодня кто-то выразился о людях, склонных к закону, что они собаки, то это было бы некультурно. Но Павел конкретно показывает этим людям, кто они есть. Когда он обличал Петра, то также прямо спрашивал: «Пётр, зачем ты так делаешь? Ты лицемеришь!» Павел был открыт и говорил прямо правду в лицо. Некоторой группе людей нравилась эта открытость и эмоциональность Павла, и они называли себя Павловыми.

Были также люди, которые называли себя Аполлосовыми. Аполлос трудился в этой церкви после Павла. Говорят, что он был очень кроткий, нежный человек. Возможно, когда он пришёл после Павла в эту церковь, то они начали говорить: «Вот это то, что нам надо. А этот Павел уже надоел своей жёсткостью и категоричностью». То есть, Аполлос пришёлся им по сердцу, поэтому они и называли себя Аполлосовыми.

Но была ещё третья группа, те, которые называли себя Петровыми, то есть Кифовыми. Пётр был склонен к закону. Павел говорит об этом в Деяниях. И людям, которые уважали закон, нравилось то, что говорил Пётр.

Четвёртая группа людей называла себя Христовыми. Это была самая тяжёлая группа.

В церкви появилась многопартийность. Появилось 4 фракции или группы людей. Интересно, что те, которые Христовы, до сих пор находятся в церкви. Аполлосовых уже нет, Петровых тоже уже нет, Павловых и Кифовых нет. Но остались Христовы. Это те люди, которые претендуют на супердуховность сегодня. Они говорят: «Мы выше этого всего, мы Христовы». Они как-то себя выделяют, говоря, что Христос – высший авторитет, но на самом деле у них была большая проблема, так как они хотели показать, какие они духовные люди.

Интересно, что когда Павел пишет о себе, Аполлосе и Петре, то он говорит: «Кто мы? Мы – служители». Говоря о пресвитерах этой церкви и о себе, он имеет в виду то качество, которое имели в то время рабы на галерах. Чем же занимались рабы на галерах? Они находились в трюме и были прикованы цепями к месту, на котором находились. Чтобы удержать корабль на плаву, им приходилось постоянно работать. Вследствие труда этих рабов галера двигалась. Они не могли никуда уйти со своего рабочего места. В случае затопления корабля, люди с палубы могли прыгнуть в воду, но рабы оставались на своих местах. У них оставалось только одно средство спасения – быстрее грести, чтобы удержать на плаву корабль.

Павел сравнивает себя и других служителей с рабами на галере, которая есть церковь. Примечательно, что, когда случается какая-то беда, пасторы начинают усиленно молиться, поститься и проявляют особое рвение к тому, чтобы удержать церковь на плаву. То есть, они начинают больше и сильнее грести и работать, чтобы сохранить церковь.

Дорогие братья и сёстры, и сегодня церкви присуща «многопартийность». И сегодня появляются группы людей, делящихся на «духовных» и «недуховных» и говорящих, что, вот, этого брата они, мол, понимают, а этого – нет. Павел этим «супердуховным» говорит: «Я не мог говорить с вами как с духовными, а как с младенцами. Вам нужно молоко, а не твердая пища». Что же происходило в сердцах этих людей, называющих себя духовными? Конечно, обида. Всякое разделение начинается с обиды. Вот кто-то обиделся на пресвитера. Затем, находятся такие, которые уже давно держат обиду в сердце. И в конце концов эти люди, что удивительно, соединяются.

Вспоминаю, у нас была проблема с одним братом. Он обиделся. Был ещё другой, который ещё раньше на кого-то обиделся. Потом смотрю, они вместе на балконе сидят. Как не разлей вода, вдвоём. Я подумал: «Что их объединяет?» Обида! Хотя до этого они друг с другом даже не приветствовались! Павел говорит: «Вы ещё младенцы». Конечно, они обижались на Павла, что он так категорично заявлял. Но Павел объясняет: «Я насадил, Аполлос поливал… и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий». Другими словами: «Мы – ничто, мы только инструменты в руках Бога, как рабы на галере».

Когда происходит пробоина на галере, рабы хотят убежать. Я помню, был такой христианский фильм «Иуда Бенгур». Там, я видел, рабы отрывали себе ногу от цепей, чтобы сохранить жизнь. Нечто подобное происходит и с пресвитерами. Когда трудно, когда приближается опасность, когда чувствуется, что сквозит, – братья говорят: «Ну, я уже своё отработал, мне уже пора на отдых, я еду за границу». Спрашиваю у пресвитера про одного брата: «Как, он уже больше не вернётся?» А он говорит: «А ты видел, чтобы оттуда кто-нибудь возвращался?» И сегодня, действительно, есть пресвитеры, которые оставляют свою галеру. Но Слава Богу, что есть и те, которые понимают, что уйти нельзя, нужно стоять там и двигать веслом, чтобы галеру направлять вперёд.

Важно, чтобы братья-служители понимали, что мы настолько соединены, что разорвать это нельзя. Даже на море, когда тонет корабль, капитан уходит последним или тонет вместе с этим кораблём. Это верность. И у него одно желание – спасти людей любой ценой и спасти корабль.

Когда есть такие группы в церкви, то это – большая проблема и беда, и где выход из этого? Где найти выход, чтобы всё это объединилось, соединилось? Павел говорит, что мы есть ничто, мы рабы, ничего не значащие, а Бог делает всю работу. Он умаляет себя, когда говорит: «Я один из грешников», то есть Иисус выше всего, а мы ничего не сможем сделать без Духа Святого. Он даёт рост церкви. Пусть Бог нас сохранит.

Некоторые, может, думают так: «Я, пожалуй, с этого корабля спрыгну и найду другой, поуютнее, получше». И оставляют церковь. Тогда возникает вопрос: «Какова же наша верность Богу и друг другу? Я вообще не понимаю такого: человек приходит в церковь, получает в ней рождение свыше, крещение Святым Духом, а потом оставляет эту церковь и идёт куда-то что-то искать! Кроме того, говорят: «В этой церкви нет Духа Святого». Тогда как же ты познал Бога и получил духовное крещение?! Где ты покаялся?!

Я покаялся в церкви баптистов в 1983 году. Но я даже слово боюсь сказать, что, мол, эти братья и сёстры не знают Бога, не имеют Святого Духа или находятся в заблуждении. Я знаю, что там пребывает Господь, Который спас меня. Я знаю, что они указали мне на Христа и дали начатки учения, Слава Богу! И я знаю, что у них здравое учение во всех отношениях. Я прихожу в мою церковь и считаю её родной, потому что я там родился.

Пусть Господь поможет нам устоять, когда будет шторм или атаки дьявола!

Дорогие служители, братья – пресвитеры, миссионеры, не оставляйте церкви! Человек, который призван на служение Богом, никогда этого служения не оставит.

Недавно я читал статью «Первый пресвитер» о баптистском пресвитере, которого ночью забрал КГБ. Он болел за свою церковь, и передал дело другому брату, более молодому, который принял и повёл ее дальше. Но церковь помнит своего первого пресвитера.

Когда я смотрю на здание Нижегородского Молитвенного Дома, то вспоминаю Филиппа Гавриловича, который положил много труда и здоровья, чтобы люди собирались здесь. Может быть, кто-то пришёл недавно и ещё не знает брата Филиппа, но очень важно помнить свои корни, таких братьев и взирать на их верность! Слава Богу!

Всё проверяется временем. И верность тоже. Мы смотрим на наших братьев и сестёр, которые прошли гонения, на их веру. Один брат говорил: «Я за свои убеждения был готов отдать свою жизнь, готов был пойти в тюрьму. А теперь мне говорят, что я что-то неправильно понимаю».

Сегодня многие говорят: «Эта галера медленно плывёт, а вот та лучше». Но, дорогие, Бог сегодня проверяет наши сердца на верность. Может, кто-то уже надумал уйти куда-то. Пусть Бог помилует от этого! Я не перестаю говорить это в нашей церкви города Глазова. Может быть, вы думаете, что незачем так часто напоминать об этом. Но я вижу проблему в том, что уходят люди, жившие 10 лет с Господом. Почему? Некоторые говорят: «Там намного больше свободы, там так радостно, там веселее, и я буду ходить туда. Там и проповеди лучше и так далее. Но на самом деле они уходят туда, где легче. «Рыба ищет, где глубже, а человек ищет, где лучше». И сегодня я хочу сказать братьям-миссионерам: «Может быть, сегодня только десять человек идут за вами, но важнее всего – держаться за истину несмотря ни на что». Сегодня люди смотрят на количество людей в церкви и говорят: «Где больше людей, там правильнее». Но есть такой псалом, в нём поется: «Где легче, там толпа».

Сегодня слышны такие выражения: «Это консервативная церковь, это консервативный пастор». Я спрашиваю: «А что в консервации плохого?» Сейчас закончилась уборка урожая, и многие сделали заготовки: огурцы, помидоры, варенье и так далее. Всё это нужно хорошо герметизировать, чтобы было стерильно, иначе взорвётся! Сегодня Господь говорит нам, чтобы мы хранили себя от мира, чтобы мир не проникал в церковь. А для этого нужна тщательная консервация и стерильность! Иначе потом будет так же, как с взрывающимися банками. Климат влияет на всё! Если банку поставить в холодильник, то она простоит долго. А если в тепло, то она скоро взорвётся.

Сегодня говорят, что всё нормально с климатом. Но может измениться температура, и что тогда станет с церковью?

Пресвитеры, подумайте об этом. В любой момент ситуация может измениться – и готовы ли вы к этому? Пусть Бог поможет нам сохранить всё преданное нам по примеру Апостола Павла, который смог сказать в конце своего пути: «Течение совершил, веру сохранил»! Аминь.



[ вернуться к оглавлению ]

Панкратов В.

Обида

Дорогие братья и сёстры, я рад вас всех приветствовать.


В Евангелии от Иоанна 6:63 Иисус сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». И сегодня, когда мы читаем Слово Божие, знаем, что Сам Дух Святой через Писание наставляет нас. И это не мёртвая буква. Я могу говорить вам, как надо поступать. Но надеюсь, что сегодня Святой Дух будет говорить через Слово, чтобы это Слово исполнить.

Мы знаем, что наш Господь есть Бог Совершенный. Слава Ему! В Нём нет никакого изъяна, и в Нём великая Святость. Так что серафимы летают вокруг трона Господня и непрестанно восклицают: «Свят, свят Господь Саваоф!» В Писании есть требования и для нас: «Будьте святы, как Я Свят». Сегодня ответственный момент для нас! Не тогда, когда мы придём к Христу, но сейчас мы должны приготавливаться. Мы ещё не совершенны, но сам апостол Павел говорил, что он ещё не достиг совершенства, но стремится, чтобы быть более совершенным. Это стремление вложил Дух Святой, чтобы нам принести практические изменения в нашу жизнь. Это важно, это есть настоящая твёрдая пища, помогающая понять, как нам сделаться более совершенными, чтобы плод Духа в нас возрос, чтобы была видна любовь.


Мне хотелось бы коснуться нескольких практических вопросов, с которыми нам приходится сталкиваться. Будучи несовершенными, мы часто наносим урон друг другу. Иногда бывает так, что мы обижаем друг друга. Некоторые христиане говорят: «Если он меня обидел, то я его никогда не прощу!» И это в христианской среде! Друзья, не должно так быть! Потому что это – дела плоти, и мы можем долго пребывать в состоянии обиды.


Я прочитаю некоторые места Писания и рассмотрю два момента, которые нам необходимо усвоить. Во-первых, как нам поступать, если мы находимся в роли обидчика? Как поступать христианину, если он сам кого-то обидел? И второй момент, который я хотел бы вместе с вами исследовать по Писанию: как нам поступать, когда нас обидели? Как угодно Богу, чтобы в том и в другом случае мы поступили? Я думаю, друзья, что это очень важная тема.


Давайте обратимся к месту Писания, в котором говорится, что нужно сделать тому, кто обидел другого. Это Евангелие от Матфея, 5-я глава. Часто христианин, попадая в положение обидчика, продолжает поклоняться Богу и угождать Ему. Но я хочу сказать, что всё напрасно. Если вы обидчики, Бог не примет вашу жертву.

Так написано в книге пророка Исаии 1:15 «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния от очей Моих, перестаньте делать зло… тогда придите и рассудим, говорит Господь».

Деяния 3:19 говорит нам словами Петра: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши».

Первое, что нам нужно сделать пред лицом Господа, если мы нанесли кому-то обиду, – это покаяться.

Второе, что необходимо, если ты оказался виновником, – нужно каяться не только пред Богом, но и перед человеком. Матф. 5:23: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

Итак, нужно покаяться пред Богом и покаяться пред человеком – попросить у него прощения и основательно примириться во славу Божию. Иначе, друзья, есть предостережение от Господа, что небо будет закрыто для вас. Я вспоминаю, как один христианин приехал к нам из другой местности и говорит: «Меня обидели, со мной плохо обошлись. Правда, я согрешил. Меня отлучили, но я хочу здесь, у вас восстанавливаться и для этого приехал». Но я отвечаю ему: «Нет, моё понимание такое: ты должен восстанавливаться там, где ты согрешил». Друзья, когда человек согрешает против другого человека, он согрешает не только против Бога, и мы должны это помнить. И когда человек так согрешает, он должен просить прощения и у Бога, и у Церкви.

Кроме этого каждый человек, если он кого-то обидел, он должен принести достойный плод своего покаяния. Представьте себе, что вы у соседа разбили окно. И вы просите прощения и говорите: «Прости, соседушка. Я погорячился. Вчера мы с тобой повздорили, вот я и прошу прощения у Бога и тебя». Всё правильно вы сказали и совершили необходимое покаяние, но вы должны принести плод. Вы должны вставить окно. Известный проповедник Дмитрий Беспалов рассказывал, что в одной церкви случилось неслыханное. Один брат у другого украл коня. Брата призвали на членское собрание, поставили перед обиженным братом и говорят: «Ну, что ты скажешь?» А он говорит: «Прости братишка, больше не буду». А брат отвечает: «Прощаю, брат мой, но коня верни». Аминь. Коня надо вернуть! Несмотря на искреннее покаяние того человека, ему нужно ещё одно сделать – вернуть коня. Где это написано, в каком месте Писания? Может быть, надо всё прощать и без всякого воздаяния изглаживать? Друзья, есть такое место Писания! Это Матфея 3:8: «Сотворите же достойный плод покаяния». В Евангелии от Луки в 19-й главе записана история, которая может послужить нам в этом примером. Это история Закхея, 8 и 9-й стихи: «Закхей же став, сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».

Есть такое евангельское движение, которое говорит, что мы должны поступать как апостол Андрей, приводя других людей к Иисусу. Это движение даже называется Андреевским. Но я нигде не слышал, чтобы официально призывали к Закхеевскому движению. А это было бы не плохо!

Братья и сестры, если вы кого-то обидели, то попросите прощения и принесите достойный плод покаяния! Конечно, некоторые могут сказать, что, когда они пытаются примириться с тем, кого обидели, их начинают опасаться и избегать из-за страха новой обиды. Друзья, но вы на деле, а не на словах покажите, что хотите примирения и не хотите никого обижать! Слова – это слова, а дела – это дела. Против дел ничего не скажешь. Услышав слова раскаяния, кто-то может сказать: «Это он просто замаскировался и попросил у меня прощения для виду, это не искреннее покаяние». Но когда человек тебе делами воздаёт за те обиды, которые нанёс, то воистину тут закрываются всякие уста! Слава Богу!

Есть свидетельство о пробуждении в одном из Закарпатских сёл. Это было село, в котором жили цыгане. Эти люди наносили большой урон соседним украинским сёлам. Они воровали кур, крупную скотину, вещи. И вот, когда Святой Дух касался их сердец и когда они принимали Христа верою, то – знаете, что они делали после своего покаяния? Они ходили по сёлам и спрашивали: хозяйка, сколько кур мы у тебя украли? Возьми деньги за них, мы не хотим быть виноватыми ни пред Богом, ни пред тобой. И Бог велико благословлял! Люди видели это чудо: цыгане, которые всё воровали, вдруг приходят и воздают за ту обиду, которую нанесли! Друзья, там закрывались всякие уста! И уста открывались, чтобы славить Бога! Слава Иисусу! И сегодня я хотел бы, чтобы мы это для себя усвоили!

Покаяться, примириться, совершить достойный плод покаяния… Это я говорю тем из нас, кто обижал, обижает и не произвёл нужного действия. Хочу также сказать, что мы должны сделать это скорее.


В Евангелии от Матфея написано об этом. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта».

Скорее делай, потому что приведёт тебя обиженный человек к судье, и тебе придётся за всё отвечать, если ты с ним не примирился. И ты будешь ввергнут в темницу и отдашь всё до последнего кодранта. Но лучше отдать сразу, не дожидаясь праведного суда. Я хочу сказать, друзья, о том, что эта притча – о судилище Христовом; когда мы предстанем пред Иисусом там, то горе нам, если мы окажемся в положении обидчика!


Друзья, Бог наш – Бог справедливый! Я хочу прочитать вам из 9-го псалма 35-й стих: «Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник». Господь справедлив. У Него нет любимчиков, у Него нет превратного суда, и Он будет судить по правде Своей. Слава Ему! Поэтому я сегодня призываю вас к тому, чтобы мы обиды, нанесённые нам и нами, разрешали поскорее.

Бывает так, что, когда ты этого и не хочешь, каким-то несдержанным словом можешь обидеть человека. Однажды мы собирались идти проповедовать в инфекционную больницу. Одна сестра захотела пойти с нами. А я ей сказал: «Ты мужа своего сначала спроси». Я это сказал от сердца, ведь должна же она спросить своего мужа. Но потом я понял, что грубо вышло. Она осеклась и промолчала. Когда я пришёл после воскресного служения домой, у меня не было покоя. Я стал разбираться в сердце своём, почему у меня нет покоя. Я долго соображал над этим, и уже поздним вечером пришло понимание, что я неправильно поступил с сестрой. И тогда я решил, что обязательно позвоню и попрошу прощения. Так у меня до утра сон и не шёл. Я тогда сказал: «Господи, прости меня, Ты видишь моё сердце, я буду просить прощения у этой сестры, но дай мне сейчас заснуть». Утром я позвонил и сказал: «Сестра, прости меня, я поступил не право, я грубо ответил, хотя я не желал этого. Я прошу у тебя прощения». Она сказала: «Ну что ты, ничего». Стало понятно, что она тоже переживала в сердце своём.

Я благодарю Бога, что Он Духом Своим Святым показывает нам, когда мы становимся обидчиками. Для чего Он это делает? Чтобы мы успели примириться с Богом до того, как Он придёт за нами, и чтобы нам оказаться приготовленными. Друзья, не тяните время, по возможности будьте со всеми в мире! Да благословит нас на это действие Господь!


А как же поступать тому, кто оказался обиженным? Или как нам поступить, если нас обидели? Давайте посмотрим, чему нас учит Писание. В 16-й главе книги Бытие есть интересная история, повествующая о том, как Сара пыталась помочь Аврааму. Она ыла неплодна, но она знала, что Бог обещал дать наследников. И она захотела решить проблему своими силами. Я прочитаю 16-ю главу, первые 5 стихов: «Но Сара, жена Авраамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Аврааму: вот, Господь заключил чрево моё, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от неё. Авраам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Авраамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Авраама в земле Ханаанской, и дала её Аврааму, мужу своему, в жену. Он вошёл к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. И сказала Сара Аврааму: в обиде моей ты виновен».

Вот так, сама предложила, а когда вышло, по-русски говоря, боком, то есть неправильно, нехорошо, то она сказала, что в обиде её виновен Авраам. Друзья, я хочу вам предложить: если вы остались обиженными, не обвиняйте других, не надо этого делать! Посмотрите на своё сердце.

Другой пример – как Адам и Ева согрешили. Когда Бог призвал их к ответу, они не бросились на колени. Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она мне дала плод». То есть Адам сказал, что виновата Ева и даже, больше того, виноват Сам Бог, который дал ему Еву! А что сделала Ева? Она была не лучше своего господина, она сказала: это змей меня обольстил. Каждый нашел крайнего.

Друзья, сегодня народ Божий, когда его обижают, тоже ищет таких «крайних» и говорит: вот этот меня обидел. Но искать недостатки нужно в себе. Вы загляните в свое сердце!

Одна сестра рассуждала так: допустим, брат Дима мне грубо что-то скажет; что мне через это показывает Бог? Что Дима грубиян и несносный грешник или лжебрат? Нет. Это мне показывает дьявол. Но мой Господь показывает мне моё обидчивое сердце. Она права. В первую очередь Бог нам именно это показывает.

Итак, первое: не обвиняйте других. Дьявол будет показывать и обвинять других, но не принимайте этого.

Я вспоминаю, как меня однажды обидели христиане. Понимаю, что это было без умысла, но я сильно обиделся. Я говорил: вот, этот – обидчик и тот – обидчик! Но мне тихо голос Святого Духа говорил: «Ты обиделся». Это дело плоти, это неверно, ты не должен был так поступать.

А как? Во 2-м послании коринфянам апостол Павел говорит, что он благодушествует. Это – в 12-й главе, в 10-м стихе. «Я благодушествую и в обидах…» То есть благо душе его и в обидах. Как это? А вот как: он сохраняет внутреннее равновесие. Я себе представляю так, что если мы будем иметь верное представление об окружающих нас людях – что они так же несовершенны, как и мы, – то мы научимся благодушествовать. А что мне, Господи, в этом несправедливом мире – искать справедливого отношения к себе?! Я буду благодушествовать. Ну и что, в мире меня обижают, но когда я пойду к Царю царей, в Его Царстве меня никто обижать не будет! Слава Богу! Так должно нам рассуждать!


И еще я хотел бы сказать о том, что нам нужно прощать целиком. Но как это трудно бывает! Как мне простить обидчика, ведь он такую рану мне нанёс, и особенно если это брат или сестра во Христе! Они же должны понимать! Это ладно – грешник непокаянный, а этот-то читает Слово Божие и так меня обижает! Как его простить, какой бальзам для моего сердца взять у Господа? Я думаю, что этот бальзам заложен в притче о двух должниках в 18-й главе Евангелия от Матфея. Там рассказывается о том, что один господин простил своего должника, который был должен ему огромную сумму – 10 тысяч талантов. И он ему целиком её простил, потому что должник сильно его об этом умолял. Но когда был прощён этот великий должник, он шёл по улице, радовался и увидел своего должника, который был должен ему ничтожную сумму в сравнении с его собственным долгом – всего сто динариев. Но прощённый должник начал требовать со своего должника деньги, хотя тот и умолял повременить. И даже ввергнул его в темницу.

Друзья, давайте посмотрим на то, сколько нам прощено Богом и сколько Он нам продолжает прощать и сегодня! Мы получаем совершенное прощение. И насколько незначительно по сравнению с этим, если нас кто-то обижает! И мы уже и этого немногого не хотим прощать! Да благословит нас Господь видеть большую разницу между тем, какова наша вина и какова вина других против нас!

И ещё: давайте вместе прочитаем, что написано в 5-й главе Евангелия от Матфея, 44-й стих: «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Господь любит как обидчика, так и обижаемого. Слава Богу! Поэтому я призываю вас молиться за тех, кто обижает вас.

Однажды мы ехали в машине, я сидел за рулём. Было очень темно, на дороге были лужи. Я очень спешил, обогнал несколько машин и встал на светофоре. И тут ко мне подъехала огромная, «крутая», как говорят, машина. Выходит человек в костюме, обрызганном грязью. Вероятно, не заметив этого человека, я его обрызгал. Он догнал меня, встал на пути и говорит: «Плати за химчистку». Я отвечаю: «Я не понял, что ты просишь». Тогда он ударил меня очень сильно по лицу поставленным ударом. Раз ударил, два, три. Потом сел в свою машину и уехал. Мне было очень больно, губы были пробиты насквозь. Я уже был христианином и стал молиться: за что, Господи? Может, я какое-то Твое вразумление не понял или что-то неправильно сделал пред лицом Твоим? Господь утешил меня. А для себя я сделал вывод, что, когда ездишь по лужам, нужно смотреть по сторонам. Я сказал: Господи, прости меня, надо думать о других людях! Второе, что я принял для себя, это то, что, наверное, за этого погибающего грешника некому помолиться. И я молился. И я думаю, что Господь хочет таких молитв, хочет, чтобы мы побеждали в молитве, чтобы мы прощали.


Писание учит нас, что зло нельзя победить злом. Помню, когда мой старший брат давал мне читать Евангелие, а потом спрашивал: «Ну как, читаешь?» – я говорил: «Да, читаю, только вот этого никогда не приму: ударят тебя по одной щеке, подставь другую. Надо сдачи ещё больше дать, чтобы больше не совался». Таково было моё понимание тогда. Понимание мирское и безбожное. Я думал, что существует добро с кулаками. Друзья, нет такого добра! Добро всегда без кулаков. Добро – оно во Христе Иисусе, а Христос пришёл не с кулаками в наш мир. Мы знаем, что Он не имел обиды к тем, кто прибивал Его гвоздями ко кресту. Он возносил ходатайственную молитву и говорил: «Отче, не вмени им греха этого, не ведают, что творят». Аллилуйя!

Мы должны просить силы у Бога, чтобы поступать так, как Он поступал здесь, на земле. Чтобы в нас любовь Божия проявилась, чтобы радость пребывала независимо от того, как с нами поступили в нашей жизни. Иисус Христос в Нагорной Проповеди говорил, что и грешники любят любящих их, а Его ученикам должно возлюбить врагов своих. Апостол Павел даёт наставление церкви в Риме (12:17-19): «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»». Аминь.


Из одной книги я хочу привести пример, как можно побеждать со Христом. Французский евангелист во времена фашистской оккупации сидел в концлагере. В этом лагере был очень жестокий комендант, тоже француз. Люди работали в каменоломнях, их почти не кормили, многие не дожили до освобождения. Этот христианин выжил, но ему пришлось перенести большое искушение в концлагере. Когда был перерыв на обед, его вызвали к коменданту. Это означало, что он остался без обеда. Комендант сидел за столом, и ему подносили разные блюда. Он не обращал внимания на голодного заключённого. Тот стоял, и у него текли слюни. Когда комендант закончил есть, ему принесли кофе и ещё что-то, завёрнутое в платок. Тогда он поднял глаза на евангелиста и спросил: «Мсье, вы знаете, что в этом платочке? В этом платочке печенье, которое прислала вам ваша жена». Евангелист сразу представил, сколько нужно было экономить на себе и на детях, чтобы испечь это печенье. «Но я вам его не отдам, – продолжил комендант, – я съем его вместе с кофе». Тогда евангелист попросил: «Господин комендант, дайте мне только одно печенье, я обещаю, что я его не съем. Я положу его в грудной карман, чтобы оно мне грело сердце». Комендант посмотрел на него, ничего не ответил и съел всё печенье до одного. Этот христианин не заметил в своём сердце никакой злобы. Он стоял и молился. Бог излил любовь в его сердце, и когда комендант ел печенье, он сверхъестественно его любил силою Господа.

Прошло время. Евангелист остался жив, много проповедовал и трудился для Иисуса. Комендант тоже отсидел большой срок и был выпущен на свободу. Однажды по Божьему провидению евангелист встретил бывшего коменданта, узнал, где он живет, и пришёл к нему. Когда на звонок открылась дверь и появился комендант, у него задрожала нижняя губа. Он сразу узнал евангелиста и спросил: «Вы пришли отомстить мне?» Евангелист сказал: «Да, я пришёл вам отомстить. Вы пригласили меня тогда в гости, но не налили мне чашечку кофе, а по французскому этикету неприлично пить кофе одному. А вот этот торт, – и он вынул коробку из-за спины, – мы съедим вместе», – и улыбнулся. Слава Богу!

Я думаю, что такие великие свидетельства любви Божией могут размягчить самое чёрствое сердце. Сила Духа Святого будет с нами, когда мы будем, подобно этому евангелисту, взыскивать Господа. Что это за сердце, когда мы не прощаем обидчикам своим?

Брат и сестра, когда ты в роли обидчика, бойся гнева Божия! Беги скорее к обижаемому, проси у Бога помощи. Но если мы обижены, давайте свои обиды принесём перед Богом! Давайте покаемся, если мы в этой обиде живём больше нескольких минут и не боролись с ней, а лелеяли её в своём сердце! Давайте покаемся! Да благословит нас Господь, и да возрадуется небо! Аминь.



[ вернуться к оглавлению ]

Дулесин Е.

Свобода и рабство христианина

Младенчество и зрелость


В своем первом послании к церкви в Коринфе Апостол Павел говорит: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по - младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор.13:11). Он говорит здесь о детях. Все мы когда-то были детьми. Все мы когда-то говорили, мыслили и рассуждали по-младенчески. Как это – по младенчески?

Младенец входит в мир, который живет по своим правилам, понятиям и законам. В нём есть свой порядок и установления. Ребенок мало знает об окружающем его мире. Он мало знает об отношениях людей между собой. Рассуждая и делая выводы, он не учитывает всей информации и, поэтому, ошибается. Не зная, как и что должно быть, он не способен отличить правду от лжи, подделку от оригинала. Его легко уговорить, склонить на свою сторону, да и просто обмануть. Никто не хотел бы остаться младенцем на всю жизнь. Поэтому мы изучаем наш мир, учимся жить в нем, понимать его правила и законы. Приобретая знания, опыт мы становимся более мудрыми и совершенными, оставляя свои прежние детские представления и способ мышления.

Библия говорит нам и о духовных младенцах. Это те, кто с течением времени так и не приобрели достаточно мудрости и опыта, чтобы правильно оценивать происходящее вокруг и правильно поступать. Духовный младенец не может правильно применять Слово Божье в своей жизни. Новые идеи, учения обольщают его, сбивают с толку, уводят в сторону. Поэтому Писание призывает нас стремиться к совершенству, «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения…» (Еф. 4:14)

Итак, есть основополагающие вопросы Слова Божьего, которые нам нужно исследовать, чтобы не остаться младенцами. Один из таких вопросов – это свобода и рабство христианина.


Рабство.


Библия так описывает состояние, в котором мы были, пока не уверовали: «…мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий…» (Тит. 3:3)

Мы находились в рабстве: «От страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:15).

Мы были рабами греха: «Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы… рабы греха…» (Рим. 6:16) Писание называет неверующих людей связанными грехом, ослеплёнными грехом, зависимыми от греха. Если мы не принадлежим Богу, то мы не принадлежим и самим себе, а находимся во власти сатаны. Другая личность господствует над нами. Мы живем и поступаем «... по воле князя, господствующего в воздухе…» (Еф. 2:2) Мы ему подчиняемся, ему служим, идём туда, куда он нас ведет, делаем то, что он нам приказывает. Мы – полностью зависимые люди! Мы можем себя считать свободными, писать о том, что мы свободны, но мы зависимы, мы рабы греха!


Но, не соглашаясь с Библией, многие люди, не знающие Бога, заявляют, что они свободны. Как проверить это? Слово Божье предлагает такой способ проверки: «Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы..»(Рим. 6:16). Есть ли в твоей жизни грехи, привычки, привязанности, без которых ты не можешь обходиться? Если – да, тогда ты их раб. Многие люди считают, что они курят, пьют, прелюбодействуют просто потому, что это приносит удовольствие. Они считают, что легко могут оставить все это, если найдется что-то лучшее. Но на деле легко сказать, а трудно сделать. Пока ты в грехе, создается впечатление, что тебя ничто не держит. Кажется, что ты сам выбрал этот путь. Но как только ты попробуешь уйти от греха, оставить греховную привычку, ты сразу почувствуешь на себе чью-то сильную руку, которая не выпускает тебя. Откуда ни возьмись появляются тысячи причин, поводов и объяснений для того, чтобы оставить всё как было. И, находя очередное оправдание, ты снова идешь туда, куда тебя ведёт грех и делаешь то, к чему он тебя влечёт.

Что такое отсутствие рабства? Если я не раб чего-то, то я могу это оставить. Если я не раб чего бы то ни было, тогда я могу обходиться без этого. Я могу делать, могу не делать. Я могу идти, могу не ходить. Я способен сделать выбор. Я могу поступать и так, и иначе. Павел говорит: «Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии ...насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (Фил. 4:12). «Я могу». Но если ты не можешь, то ты не свободен!


От рабства к свободе


Евангелие от Иоанна 8:36 говорит: «…если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Первое, что мы получаем, когда приходим к Богу, – это свобода. Это то самое ценное, что мы должны получить.

«Освободившись же от греха…» – говорит о нас Послание к Римлянам 6:18. Мы освобождаемся от рабства греха. Придя к Богу, покаявшись и возродившись, мы омылись, мы освятились. Мы разорвали все узы, которые были на нас. Грех больше не господствует над нами. Мы вышли в свободу. «Если Сын освободит Вас, то вы истинно свободны будете» (Иоан. 8:36). Дух Святой вошел в нашу жизнь. Он освободил нас от закона греха и смерти. Мы поняли, что мы больше не рабы привычек и в этом обрели настоящую свободу. В рабстве мы просто-напросто не могли не воровать, не красть, не прелюбодействовать. Мы не могли не лгать, не раздражаться, не носить обиды – но вот мы вышли и освободились. Теперь, когда грех влечёт нас, мы можем сказать: нет. Если грех тянет меня, привлекает, обольщает, я не боюсь отказаться от того, что он предлагает мне. Он не может удержать меня. Я вышел из-под власти сатаны в Царство возлюбленного Сына. Я очищен Кровью Христа. Я, как говорит Слово Божие устами ап. Павла, «умер для греха» (Рим. 6:10), я «умер со Христом» (Рим.6:8) и, «бывши погребен с Ним» (Рим. 6:4), я освободился. «Ибо умерший освободился от греха» (Рим.6:7).


Внимание, свобода!


Теперь ты свободен. Ты получил свободу, ты её имеешь. Что теперь делать с этим богатством, которое у тебя в руках, как им распорядиться? Оказывается, это не так уж просто. Мы дорожим полученной свободой. И это правильно. Мы получили. Это теперь наше. Это теперь моё. Я получил свободу не для того, чтобы её терять. Я не хочу обратно в рабство! Это здоровое и нормальное желание. Свобода – это когда снимаются определённые рамки. Теперь ты можешь то, что раньше было нельзя. Но со свободой нужно обращаться осторожно. Она не может быть безграничной. Может появиться искушение получить больше свободы. И потом ещё. В нас, в нашей ветхой природе заложены силы, которые всё время побуждают нас выйти за рамки.

Тот, кто ездит на автомобиле, всегда хочет большей свободы в передвижении. Он желает ездить с большей скоростью, максимально использовать возможности своей машины. Но сегодня технический уровень достиг небывалой высоты. Мощность моторов позволяет развивать скорости, при которых человек не способен вовремя реагировать и сознательно управлять машиной. Пилоты «Формулы-1» на гонках проходят повороты «по памяти». Технические возможности машин входят в противоречие с ограничениями скорости, которые введены на дорогах. В наших городах на таких машинах негде ездить. На наших дорогах, при близко расставленных светофорах, они даже разогнаться не успевают. Им тесно на дороге. Хочется ехать на полной скорости, а приходится ехать как все. Всё тебе начинает мешать! Тебе нужно пропускать пешеходов и останавливаться перед знаками, а ты торопишься. Приходит момент, когда ты нарушаешь правила, и тогда начинаешь искать оправдания.

Что-то подобное происходит с нашей свободой. Стремление к большей свободе лежит в глубине нашей природы. Это – моё желание, которое движет мной и толкает меня. В определенный момент желание поступить так, как мне хочется, встречается с ограничениями и правилами. Свободу связывают рамки Писания и церковных установлений. Дальше нельзя, говорят они. Тогда мне нужно решить: вперед или назад. Пойти на ограничение своей свободы или двигаться дальше. Но хочется вперёд, и тогда приходится защищать свою свободу. Внутренне мы понимаем, что мы делаем что-то не так, и начинаем искать оправдания, чтобы оставаться свободными, чтобы поступать так, как нам хочется.

Защита свободы

Сегодня можно встретить по крайней мере три причины, которые христиане нашли, чтобы оправдать свою свободу. Они говорят: «Это можно, потому что это не грех». На первый взгляд это правильно. Но дело в том, что понятие греха – не единственное в Библии для определения того, что можно и что нельзя. В период Нового Завета мы руководствуемся не законом, который регламентирует нам всё до мелочей, а Духом. И вот Дух, когда ведёт нас к Богу, учит нас и открывает нам множество «тонких» понятий, таких, например, как приличие, назидание, благоговение. По мере приближения к Богу мы начинаем понимать, что вещи, которые Библия не осуждает прямо (такие, как курение, определённый внешний вид, принятая человеком манера поведения, жаргон) и которые на первый взгляд не кажутся грешными, могут оказаться неприличными, не приносящими назидания, не выражающими благоговения. Поэтому Слово Божье, кроме понятий «грех» и «не грех», указывает нам на множество необходимых важных понятий. Это уже не «духовное молоко», это то, что приходит с исследованием Писания, с опытом, это твёрдая пища. Мы не можем игнорировать эти понятия, если не хотим остаться духовными младенцами. Приведу пример: у токарного станка, для того чтобы подвести инструмент к обрабатываемой детали, есть ручки грубой и точной настройки. Когда вы поворачиваете первую, инструмент движется быстро. Её используют, чтобы быстро приблизить инструмент к детали с большого расстояния. Второй пользуются, когда обрабатывают деталь. Вращение этой ручки обеспечивает очень маленькие и точные перемещения инструмента. Если ручка точной настройки не работает, то на таком станке если и можно что- то сделать, то хорошего качества всё равно никогда не получится, но легко можно сломать инструмент о вращающуюся деталь.

Если в нашей христианской жизни для определения что «делать можно» и чего «не следует», пользоваться только понятиями «грех» и «не грех», то это подобно работе на станке с отключённой ручкой точной настройки. Все просто. Не нужно обращать внимание на все эти «тонкости». Если в Библии нет прямого указания, что это грех, тогда – делай! Живи просто, не задумываясь над тем, что это кому-то не нравится или причиняет неудобства, обольщает, вводит в соблазн и так далее. Зато это удобно для оправдания твоей совести и защиты твоей свободы. «Не грех» – это грубая настройка. Используй только это понятие – и ты получишь ту свободу, которую хотел. Правда, никогда не достигнешь качества.


Второй аргумент, которым сегодня пользуются, отстаивая свою свободу, называется «контроль». Суть этой идеи состоит в следующем. Например, меня обличают или пытаются призвать к чему-то или заставить что-то сделать. Если я в этом случае ощущаю на себе давление или чувствую себя скованно в присутствии влияющего на меня человека, то это – контроль надо мной с его стороны. Это контроль над моей свободой. Это сатана использует окружающих людей, чтобы совершить насилие над моей личностью. Тогда я во имя Иисуса Христа должен противостать им и разрушить этот контроль над собой, чтобы быть свободным. Подобное учение сегодня довольно широко используется. Но в основании его лежит попытка рассуждений в области психологии, а не Слово Божье. Цель – оправдать себя и свои неверные действия. Вряд ли мы чувствуем себя комфортно, когда нас обличают, указывают на наши недостатки или предлагают сделать то, чего нам не хочется. Тогда пользоваться словом «контроль» очень удобно. Я просто не соглашаюсь, отказываюсь и противостою «во имя Иисуса Христа». Всё, что мешает мне жить, поступать так, как я хочу, называется контролем.

Например, близкий тебе человек заболел, и нет никого, кроме тебя, чтобы ухаживать за ним. Перспектива для тебя открывается незавидная. Теперь всё своё свободное время тебе придётся сидеть у его постели вместо того, чтобы общаться с христианами. Тебе надо идти, а он начинает плакать и упрашивать тебя посидеть с ним. Но если ты знаешь, что слёзы – один из методов контроля, то «молитвой разрушаешь действие» этих «контролирующих сил», освобождая свою совесть от угрызений. Вот что сегодня придумали христиане!


Есть и третий аргумент для защиты свободы. Людей, пытающихся ограничить чью-либо свободу, стали называть религиозными. Когда тебе делают замечание, говорят, что твое поведение кого-то смущает, пытаются тебя в чем-то ограничить, сказать: «Это нельзя!» – то это «не духовно»! Это замечание делает «религиозный человек», потому что он находится в рамках своего ограниченного «религиозного понимания». «Духовным» объявляется всё, что приносит свободу. Запрет не может быть духовным!

Что сказать на это? Здесь понятие «религиозность» используется неверно. На самом деле, братья и сёстры, что такое религиозность? Это когда человек исповедует Бога, исполняет какие-то обряды и даже молится, но он не перерожден изнутри, его суть не переменилась, он делает это своими силами, а не силою Святого Духа. Христос говорит: «Всякий, кто не имеет Духа Божьего, тот и не Его». Никодиму Иисус говорит: «Не родишься свыше – не увидишь царства Божьего». Есть исполнение обрядов, но нет внутреннего изменения.

Но защитникам свободы удобно использовать понятие «религиозный» по отношению ко всем, кто запрещает, вводит дисциплину и порядок. «Где Дух Господень, там свобода», – говорят желающие защитить свободу.

Но вот что важно: они, защитники свободы, тем самым перекрывают себе путь для духовного развития. Если для принятия решения по важнейшим вопросам остаётся только понятие «грех», то дальше нет пути. Некуда двигаться. Остаётся закрыться в своей крепости и оборонять свою свободу. Но есть другой путь.


От свободы к рабству


В своём первом послании Пётр призывает, чтобы мы поступали «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (2:16). Обратите внимание на соединение слов: «Как свободные …но как рабы Божии». Эта связь между свободой и рабством прослеживается во многих местах Писания и очень интересна.

В первом послании коринфянам (9:19) Павел говорит: «Будучи свободен от всех я всем поработил себя, дабы больше приобресть». Может показаться, что между понятиями свободы и рабства не может быть связи. Как они могут совмещаться?

Возьмём ещё один пример. Написано, что Христос «не почитал хищением быть равным Богу, но принял образ раба» (Фил.2:6). Опять – свобода и рабство. Дальше мы увидим, что в этом нет противоречия. В послании римлянам (6:18) мы находим такое место: «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности». Что же получается? Мы выходим из рабства греха на свободу, а затем нас снова призывают в рабство! Как это так?


Раб – это кто-то бесправный, не имеющий своего имущества, не распоряжающийся своим временем. Да, мы призваны быть рабами, но главное в том, что мы становимся рабами добровольно. Ты можешь и не согласиться, а можешь подчиниться. Стать рабом, но рабом уже не греха, но праведности. Суть рабства не меняется. Ты начинаешь служить Богу как не принадлежащий себе. Ты желаешь исполнить волю Господа. Ты согласен добровольно отказаться от своего права. Вот куда нас ведет Библейское христианство! Чем выше духовно, тем больше самопожертвование, тем больше самоотдача, тем глубже рабство, тем меньше свободы. Мы умаляемся, а Он возрастает. Поднимаясь по лестнице духовного роста, мы добровольно оставляем свою свободу.


Но как быть с тем, что мы совершенны во Христе от начала спасения? В этом нет противоречия. Дело в том, что когда мы вышли из рабства греха в свободу, то, оправдавшись пред Богом, мы стали совершенны юридически. Но фактически мы ещё не достигли полного совершенства, а лишь встали на самый начальный уровень духовного развития. Нам нужно учиться, познавать Писание, совлекаться ветхого человека, приносить плод Духа. Получив свободу, мы учимся этой свободой пользоваться, ею жертвовать, добровольно её оставлять.

По мере духовного роста и познания Писание начинает вводить для нас «ручку тонкой настройки». Бог открывает нам всё новые и новые принципы Слова, которыми мы руководствуемся в нашей христианской жизни. По мере нашего совершенствования деления на ручке «тонкой настройки» становятся как бы всё меньше, обработка тоньше, качество выше и результат лучше.


Итак, что же это за новые принципы для руководства нашей жизни, которые Господь открывает нам?

В первом послании коринфянам (10:23) говорится: «Всё мне позволительно, но не все полезно». Обратите внимание, здесь нет речи о том, «грех» или «не грех»! Но есть соображения пользы. Интересно, что в нашей обыденной жизни мы совершенно правильно используем принципы, которые никак не хотим применять для нашей духовной жизни! Мы не даём нашим детям право есть, пить и делать то, что они хотят. Иначе они ели бы мороженое на завтрак, чипсы на обед и пили бы пепси-колу на ужин. Они бы не ходили в школу и играли целыми днями. Но мы руководствуемся не тем, что они хотят (хотя это совсем не грешные желания), а тем, что будет для них полезно. Так и в духовных вопросах. Когда мы что-то делаем, мы должны подумать: полезно ли это для нашего духовного состояния? Если это бесполезно, тогда мы расточаем, а не собираем. Мы будем слабеть духовно. Но самое опасное, что мы утрачиваем правильный духовный навык. Теряем принципы, которыми нужно руководствоваться, чтобы правильно строились духовная жизнь и развитие.


Ещё один принцип содержится в том же самом стихе: «Всё мне позволительно, но не всё назидает». И опять здесь нет ни слова о грехе, а говорится о назидании. Это более конкретный результат, чем общее понятие пользы. В пример можно привести наши разговоры и беседы. Из них мы совсем не обязательно узнаём новую информацию или учимся чему-то, для нас полезному. Но назидание от них может быть. Сами манера разговора, подход к решению вопросов, пример в отношении к происходящему могут служить для нас назиданием. А могут и не служить. Шутки, юмор, пустословие – это то, где чаще отсутствует, чем присутствует, назидание.

Вот так, по мере того как я вникаю в себя, наблюдаю за собою, мои чувства приучаются различать добро и зло, различать, что мне полезно, а что вредно. Шаг за шагом двигаясь по пути духовного роста, я приобретаю способность видеть ясно. Я не хочу быть бесплодным и стоять на месте. Я хочу расти духовно и из того, что «не грех», я выбираю то, что назидает.


Следующий принцип «точной настройки» мы находим в 32-м стихе этой же 10-й главы: «Не подавайте соблазна…» Принцип в том, что я не одинок и не изолирован. То, что я делаю, влияет на окружающих. Поэтому, когда я выбираю, что делать и как поступить, я должен учитывать мнение других, ограничивая свою свободу.

В 8-й главе Павел не говорит брату, который не ест мяса: «Брат, это твоя проблема». Он также не говорит: «Ты не свободен, во имя Иисуса ты должен преодолеть это, освободиться и есть мясо вместе со мной!» Павел говорит совершенно иное: «Я не буду есть мясо вовек» (8:13). Ради того, чтобы не соблазнялся брат, Павел готов поступиться своей свободой. Ценности ближнего становятся для Павла выше его собственных. Это пример для нас. Если другой соблазняется, то мы должны оставить нашу свободу. Состояние брата становится для меня определяющим. Я готов отдать своё ради того, чтобы ему было лучше. И это нелегко сделать.


Ещё один полезный принцип есть в 6-й главе этого же послания. 12-й стих говорит: «Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».

«Не должно обладать». Есть то, к чему мы привыкаем, что нас захватывает, что способно забрать всё наше время. Наши увлечения, занятия, работа, приоритеты способны занять первое место в нашей жизни. Заметьте, мы не жалеем сил и всегда находим время на то, что для нас является первостепенным. Мы попадаем под влияние вещей и обстоятельств. Мы не можем без них обойтись, и они начинают обладать нами. Опасность в том, что, если что-либо встает на первое место, оно способно стать идолом. Тогда Христос перемещается на второе. Поэтому в процессе нашей духовной жизни мы должны наблюдать за собою, остерегаясь того, чтобы не подвергнуться обладанию и не потерять того, над чем мы трудились.


Следующий принцип определяется нашим положением. «Вы – царственное священство», – говорит о нас Пётр в своём первом послании (2:9). То, что подобает детям, может быть неприемлемо для взрослых. Человека, занимающего высокий пост, положение обязывает к некоторым вещам, необязательным для остальных.

Есть книга советских фантастов «Трудно быть богом». Сюжет книги заключается в том, что на планету с первобытным уровнем развития человека прилетели представители высокой цивилизации. Полудикари кидали в них камни, палки. Но прилетевшие, руководствуясь моральными принципами, не могли ответить тем же, ударить или убить. Получалось, что условия не равны: одним можно всё, а другим при всех их возможностях – ничего. Обладающие оружием, техникой не использовали их, руководствуясь высшими принципами. А это зачастую нелегко. Поэтому книга и называется: «Трудно быть богом».

Мы – царственное священство. Нам даны неограниченные возможности что угодно есть, что угодно пить, как угодно одеваться. Но мы ограничиваем себя. Наше положение требует ограничить и смирить себя во многом. Это трудно – «быть богом». Другим можно всё, а нам – нет. Если мы хотим быть духовно зрелыми, нам нужно идти по этому пути.


Исследующий Писание найдёт ещё много подобных принципов. Желающему исполнить волю Божью Святой Дух укажет, как поступить в том или ином случае.

Познавая и применяя принципы Слова, мы начинаем духовно возрастать, и этому росту нет конца.

Мы начинаем понимать, что получает тот, кто отдаёт. Свобода, которую мы получили, становится не целью, а средством для духовного роста, пока мы не преобразимся в подобие Христа. И уровень нашего возрастания определяется тем, насколько мы способны пожертвовать своей свободой.

Именно так мы определяем, насколько повзрослели наши дети. Когда мы дарим ребенку коробку конфет, мы ожидаем, что он угостит всех присутствующих. Если он достаточно большой, он должен уметь жертвовать, уметь отдать.

А если мы подвергнемся такой проверке? Выдержим ли мы её, сможем ли поступиться своей свободой, своим правом ради других?


Свобода и рабство – это один из важнейших принципов. Писание призывает нас стремиться к духовной зрелости. Если мы хотим быть совершенными и не хотим остаться младенцами, мы должны выбрать путь: отстаивать и защищать свободу или, по примеру Павла, во всем поработить себя, чтобы больше приобрести. Если мы не поймём этого, то мы никогда не станем духовно зрелыми. Но встав на этот трудный путь, мы увидим, что Христос отобразится в нас. Мы сможем, как Он, быть слугами всем. Мы будем служить людям и получать в этом высшее приобретение во Христе Иисусе. Аминь.



[ вернуться к оглавлению ]

вернуться на страницу публикаций

Последнее обновление:

Hosted by uCoz